В этой статье мы разберем важные особенности бензопил, мотокос, мотоблоков и газонокосилок. Конечно без подробностей, но ключевые моменты разберем. Например, не все знают, что бензиновую газонокосилку нельзя переворачивать набок, некоторые модели допускается хранить в вертикальном положении некоторые нет. Это связано с тем, что масло из картера вытечет через патрубок сброса избыточного давления и может попасть в карбюратор. В лучшем случае мотор не заведется, в худшем нужно будет разбирать чистить и ремонтировать.
Типы двигателей – недостатки и преимущества
-
Электропривод с аккумулятором. Это цепные пилы, триммеры, даже болгарки, дрели и садовые пылесосы. По функционалу все прекрасно – работает без выхлопных газов, тихо, не ломается, не требует обслуживания. Но цена самих аккумуляторов и время их перезарядки не позволяет полностью вытеснить бензиновых собратьев. Часто цены на подобную технику указывают без аккумулятора, а сам аккумулятор стоит на 30-40% дороже пилы или косилки. Оригинальное и удобное решение у нового поколения техники Макита (Makita), там стандартные 18 вольтовые аккумуляторы подходят ко всему, от шуруповерта до цепной пилы, просто для мощных механизмов устанавливается несколько штук. Это не дешевле по цене, но нет проблем с заменой.
- Электропривод на проводе. Самые популярные – это цепные пилы, такая есть почти в каждом сельском доме, пилить дрова возле дома очень удобно, и дешево. Никаких бензиново-масляных смесей, дерготни «че ты су… не заводишься» и прочих прелестей
Электрические проводные образцы техники легче аккумуляторных, часто мощнее и развивают больший крутящий момент, они заметно дешевле бензиновых и в разы дешевле аккумуляторных.
Недостаток один – хвост, привязка к сети или к генератору.
- Бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания. Этими моторами комплектуется как самая мощная и «отвязная» в плане автономности техника.
Достоинство мощность, автономность, быстрая дозаправка если работать нужно много.
Но это и самая сложная как с точки зрения обслуживания так и продаж техника. Поэтому остановимся подробнее.
Двухтактные и четырехтактные бензиновые двигатели.
Двухтактные двигатели проще здесь нет клапанов, распредвала и некоторых других механизмов. С них можно снять больше мощности при том же объеме камеры сгорания.
Они почти нечувствительны к переворачиванию, у четыхртактного в перевернутом положении коленвал выныривает из масла, а само масло может затечь куда не надо, а где надо детали трутся всухую и двигатель перегреется и заклинит. А это капитальный ремонт, который стоит как треть нового агрегата.
Но, двухтактный двигатель нельзя просто взять и заправить бензином. Нужно готовить смесь из бензина и масла в пропорции:
- 1х20-25 – это 40-50 мл, на 1 литр бензина, для китайских и старых бензопил и мотокос
- 1х40-50 – это 20-25 мл на литр, для новых фирменных двухтактных ДВС, да ДВС – это двигатель внутреннего сгорания.
- если есть сомнения в фирменности ДВС – лейте 1х30 – это 30-35 мл на литр.
Экономичность – двухтактные потребляют почти вдвое больше топлива при том же объеме камеры сгорания. Но для маломощных двигателей, которые работают по пару часов в месяц оно не критично. Для техники профи класса, которую гоняют каждый день, разница уже более чем заметна.
Также на экономичность влияет карбюратор и его тонкая настройка – у дорогих бензопил (Штилей там всяких) – карбюратор настроен с завода и работает идеально, и расход топлива при прочих равных по сравнению с дешевой китайской техникой тоже вдвое меньше.
Экологическая безопасность – выхлоп четырехтактного двигателя чище. Хотя выхлопные газы есть выхлопные газы полезными они не бывают в любом случае. Поэтому двухтактным двигателем категорически нельзя пользоваться внутри помещений – даже когда там все окна и двери открыты настежь. Четырехтактным тоже не желательно, но можно, если недолго и нужно что-то быстро отрезать, например, в строящемся доме.
Дизельные двигатели
Из садово-бытовой техники они стоят на тяжелых мотоблоках и некоторых генераторах.
Дизельный двигатель работает на дизтопливе (солярке), а не на бензине. Конструктивно дизельный ДВС проще бензинового четырехтактного двигателя, так как тут нет свечей и системы зажигания.
Топливно-воздушная смесь загорается от сжатия. В связи с этим двигатель массивнее чтобы обеспечить то самое высокое давление и степень сжатия – вибрирует гораздо сильнее. Потому что каждый цикл взрыва-воспламенения гораздо мощнее. Это не так заметно в автомобильных двигателях, там много цилиндров и вибрация компенсируется тем. что они срабатывают по очереди.
А в дизельном двигателе мотоблока цилиндр как правило один. И вибрация очень сильная по сравнению с бензиновым аналогом. Поэтому сам двигатель массивнее тяжелее, а также прочнее рама и конструкция самого механизма, чтобы гасить вибрацию просто за счет большей массы.
Еще у дизельного двигателя заметно больше (в 2-2,5 раза) моторесурс.
И выше крутящий момент на низких оборотах. Вы наверняка видели неторопливо ползущие под гору мотоблоки, груженные какими-то бревнами, тыквой, картошкой и т.д. Двигатель пыхтит, «бумкает» и едет. Бензиновый завывал бы на высоких оборотах и с высокой вероятностью перегрелся бы и заглох.
Мощность двигателей
Тут есть небольшая путаница между лошадиными силами и киловаттами. Оба показателя о мощности, но в разном соотношении:
1 лошадиная сила = 735 Вт
Поэтому в лошадиных силах мощность выглядит посолиднее. К тому же представители старшего поколения не понимают всяких там Киловатов.
Теперь о том сколько это много, мало, нормально.
Так вот для бензопил и мотокос показатели мощности и нормальности с точки зрения интенсивного использования в хозяйстве - это 2,5-3 лошадиные силы,
Для бензопил уже 2,2л.с. нормально, для мотокос 2,6-3л.с.
Для сравнения мощность советских мопедов была в пределах 2-2,5 лошадиные силы при объеме двигателя 48 см3. Современные скутеры развивают по 4-5л.с. при том же объеме.
Чтобы быстро сориентироваться поможет объем двигателя. Это еще один дополнительный уровень контроля, некоторые производители (особенно китайцы) завышают показатель мощности, но честно пишут объем двигателя. Если пила с объемом 36 см3 – а мощность 2,7 лошадиные силы – это высокий показатель, но похоже на правду, а если пишут 3,1, то уже совсем не похоже, или двигатель выжат на максимум и будет быстро изнашиваться.
В среднем для реальной работы, чтобы хватило мощности на все задачи, а ресурса мотокосы на 4-5 сезонов двигатель должен идти с объемом 42-50 см3, для бензопилы 36-42 см3.
Если вкратце, то можно разобрать такой пример – фирменная мотокоса европеец типа АL-Ko или Штиля – с объемом двигателя 36 кубиков, и мощностью 2,8 лошадиных силы, проработает долго (до 7-8 сезонов), работает мягко (без лишней вибрации), экономичная, но требует хорошего масла, топлива, оригинальных запчастей.
С другой стороны, за эти же деньги можно купить почти две китайские мотокосы с двигателем 50 см3, которая за счет мощности будет валить все, даже молодые деревца. И тоже за счет запаса мощности изнашиваться будет долго, лет на 5 хватит. Правда бензина она будет «кушать» немеряно, бака будет хватать минут на 20-ть, масла тоже будет уходить порядочно. Рев и грохот особенно после первого года эксплуатации тоже заметно выше. Но кого это пугает в нашей глубинке.
Если у вас появились конкретные вопросы и вам нужно помочь выбрать бензопилу, мотокосу или мотоблок, звоните по номеру (050) 414-92-73